Вторник, 07.05.2024, 19:01
Сайт учителя биологии Матасовой Елены Николаевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Концепция «Практико-ориентированное обучение биологии»  

            В биологии – жизнь, в жизни – биология.  

           Будущее ближе к нам, чем мы думаем. Оно  рядом – плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее наши дети. В условиях реформируемой России утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется, повторяется тезис о переходе к практико-ориентированного обучения. Суть концепций  практико-ориентированного обучения заключается в создание условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Это способ  организации обучения, содержание, иногда и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего:  

     – на способы самостоятельного постижения знаний;  

     – на развитие способностей в процессе осуществления  самостоятельной познавательной деятельности;

     – на эмоциональное отношение к содержанию и процессу образования;  

     – на гуманистическую направленность образование  процесса.  

Такой подход культивирует творческое, теоретическое мышление, а это, на мой взгляд, при сложившихся современных условиях главное.  

          Гуманизация обучения - поворот к личности обучаемого как неповторимой индивидуальности, поиск условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика – вот, на мой взгляд, основные заботы современного педагога. Сущность моей ведущей педагогической идеи заключается в том, что особые формы и методы преподавания биологии способствуют не только усвоению знаний и умений по предмету, но и вырабатывают практические умения, влияющие на учебно-познавательную деятельность и обеспечивающие ее перевод на  творческий уровень.

          Актуальность ведущей идеи моего педагогического опыта  обусловлена тем, что в современных условиях обостряются противоречия между:

     ·        природной любознательностью ребенка, стремлением к творческому самовыражению и его фактической пассивностью на уроках, обусловленной условиями образовательной среды, создаваемой авторитарным стилем обучения;

      ·        новыми требованиями, заключающимися в образованности, предприимчивости,  толерантности выпускников школы, владеющих программными знаниями по основам наук,  и требованиями , предъявляемыми высшей школы ;

     ·        широким спектром технологий, методов  развития  школьников и недостаточной компетентностью учителей  использовать имеющиеся теоретические разработки с учетом содержания определенной учебной науки.

          В моей педагогической практике имеют место быть  проблемы, над которыми   предстоит трудиться. Вот некоторые из них:

·             как обеспечить успех каждому ученику в  процессе обучения;

·             как сохранить здоровье детей, не  перегружая их  на уроке;

·              каким образом обеспечить не механическое запоминание материала, а   включить  абстрактно-логическую память в процессе   практической деятельности;

·              как определить универсальные формы работы на уроке, чтобы деятельность   каждого ученика была эффективной.

Мною изучены разные технологии обучения. Каждая имеет определённую ценность, но применяю я наиболее продуктивные, на мой взгляд,  их элементы.  Ученые и  педагоги исследовали различные аспекты практико-ориентированного обучения. Но я считаю, что в настоящее время недостаточно освещены вопросы практического использования  практико-ориентированного обучения на уроках биологии как  фактора развития  школьников.  Доминанта   моей  педагогической деятельности: формирование личности, способной к самообразованию, самореализации.

Для достижения поставленной цели   определяю следующие задачи:

·        создание оптимальных условий для самостоятельного приобретения знаний;

·        применение  приобретённых знаний для решения познавательных и практических задач;

·        развитие  системно- логического  мышления;

·        освоение индивидуальных способов деятельности;

·        формирование профессиональной направленности школьников;

·        Формирование социально активной личности.

В решении поставленных задач  использовала следующие принципы практико-ориентированнного  обучения:

·        приобретение и  усвоение знаний должно осуществляться в активной, а не в пассивной форме. Нужно переходить с позиции носителя информации в позицию организатора познавательной деятельности учащегося. Роль учителя: «…не столько учить, сколько подавать мысль, не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать свои планы, сколько отвечать на призыв к руководству»;

·        особое значение придаётся мотивации. «Задача обучения – присоединение детских мотивов к воспитательным и образовательным целям, нахождение успешного выхода для одних и действительного достижения для других;

·        гарантировать исследовательскую свободу (предоставление учащимся возможности выбора исследовательской задачи или проблемы), без которой не могут развиваться «деятельностные умы».

Содержание программного  материала  связано с новизной изучаемого раздела, с использованием историзма в преподавании, с  практическим применением знаний, способных подвигнуть ученика на эксперимент.

 Методы, используемые мной в процессе обучения школьников:

·  Метод Синектики (логический) - решение творческих задач путем поиска аналогий (природная аналогия - как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности живые системы; символическая аналогия- изображение поисковой задачи в виде символа или схемы).

·  Метод моделирования - изучение процессов и явлений с помощью схем, кратких словесных характеристик, описаний, с помощью матриц, символов.

·  Метод причинно-следственного анализа,  позволяющий объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления. Например: «В чём секрет механизма вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц лёгкие следуют за движением грудной клетки?».

·  Метод эвристических вопросов (в рамках эвристического метода). Ещё Цицерон советовал всё излагать через словесную формулу «кто? что? где? чем? зачем? как? когда?».

   Формирование социальной компетенции школьников, исходя из выше сказанного, считаю ведущей идеей не только в своей педагогической деятельности, но и перспективой любого учителя.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024